Бандаж колеса в классическом значении – это стальное кольцо, шина, напрессовываемая на ступицу-основание колеса. Применялось для уменьшения износа и быстрого восстановления при необходимости. После появления резины, ее начали активно использовать для бандажирования колес. За счет эластичности материала появилась дополнительная мягкость хода, тишина качения, возможность использования на различных покрытиях – то, чего не мог дать металлический бандаж. Но у резин есть серьезный недостаток – быстрый износ, необходимость частой замены. Кроме того, резиновая шина оставляет следы на ряде покрытий, что ограничивает сферу использования.
От данных недостатков избавлен полиуретан – материал, разработанный в свое время для военной промышленности, как раз на замену резинам и, в ряде случаев, металлам.
Свойства полиуретана, его механическая прочность, устойчивость к разрывам и раздирам, эластичность, стойкость к истиранию, воде, маслам и другим нефтепродуктам позволяют считать его лучшим на сегодняшний день эластомером для изготовления колесных бандажей. В сравнении с резиновым полиуретановый бандаж имеет минимум в три-четыре раза больший срок службы. Важно также, что полиуретановые бандажи не отавляют следов на напольном покрытии в отличие от резиновых. Специально созданные полиуретановые системы применяют для изготовления и последующего восстановления колес (роликов, валиков):
- погрузо-разгрузочной техники (штабелеры, ричтраки, тележки, рохли, ножничные подъемники и т. д.),
- строительной и дорожной техники,
- вездеходной гусеничной техники,
- техники, используемой в горнодобывающей промышленности (дизелевозы и др.)
- всевозможных станков и конвейеров, валков, шкивов (в камнерезной, металлообрабатывающей, деревообрабатывающей, целлюлозобумажной, пищевой сферах).
Применение колес с полиуретановым бандажом целесообразно как с точки зрения экономической (отпадает необходимость в частом ремонте), так и безопасности эксплуатации техники для персонала и грузов вследствие высокой прочности и надежности полиуретанов. Бандаж из полиуретана можно изготовить съемным – его можно будет заменить прямо на месте эксплуатации техники, можно также нанести полиуретан на металлическое основание с адгезией – методом склейки для обеспечения максимальной эксплуатационной прочности колеса. В обоих случаях количество восстановлений полиуретанового слоя не ограничено – при условии сохранности металлической части.